Методическая копилка Медведевой Татьяны Александровны
Роль сказки в воспитании дошкольников
«Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»
Сказка является самой короткой дорожкой, по которой взрослый может подойти к внутреннему миру ребенка. Когда родители рассказывают своим детям сказки, то они тем самым дарят им свою любовь, что, в свою очередь, придает ребенку чувство уверенности. Сказки нужно больше читать детям, чтобы они мечтали о том или другом, любили доброту и не уважали злость. Чтобы они росли понимающими и заботливыми. А самое главное - сказки развивают детей ненавязчиво, но целенаправленно. Без сказок было бы тяжело объяснить детям некоторые вещи, а с помощью сказок они буднично входят в них, и помогают развиваться.
Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. С помощью сказок ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, с помощью любимого героя выстраивает собственную линию поведения в той или иной ситуации. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам.
Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к своему ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится.
Для родителей сказки – своеобразный мостик, соединяющий их с ребенком. Начиная с двухлетнего возраста, сказки просто необходимы детям. Сначала они просто их слушают, вникают в суть, запоминают основные моменты, но в дальнейшем они могут сами предложить, как, по их мнению, должна развиваться та или иная сказка.
В зависимости от того, что вы хотите донести ребенку в тот или иной момент и нужно подбирать сказки. После их прочтения можно обсудить поведение героев или что-то еще. Пусть ребенок выскажется, ведь у него тоже есть свое собственное мнение.
Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.
Взрослые рассказывали сказки детям еще в древние времена, рассказывают или читают их и в наши дни.
Зачем нужны сказки, какую роль они играют в жизни ребенка и почему принято их читать детям с самых малых лет?
Дети начинают знакомство с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, благородстве, дружбе. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.
Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания, способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные сказки. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:
1. Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.
2. Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
3. Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
4. Развивают внимание, учат размышлять.
5. Учат преодолевать трудности.
6. Расширяют словарный запас.
7. Прививают любовь к книгам и чтению.
8. Учат навыкам общения.
Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.
Во второй младшей группе «Затейники» прошел тематический день «День сказок». Ведь именно через сказку малыши получают свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют ребенку, что такое хорошо и плохо.
Ребята собирали сюжеты любимых сказок, отгадывали их название в игре «Волшебный телевизор», рассказывали сказки с помощью мнемотаблиц. Дети любят не только «читать» сказки, но и показывать их, поэтому с большим удовольствием, используя маски, инсценировали свою любимую сказку «Репка».
День сказок прошел насыщенно и интересно. Дети получили отличное настроение и массу впечатлений.
Эксперименты младших дошкольников
«Экспериментальная деятельность младших дошкольников»
С момента своего появления на свет малыши пытаются изучать свой окружающий мир. Им интересно всё. Очень ярко познавательная деятельность проявляется у младших дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Изучив данную пословицу, можно сказать о том, что именно поэтому младшие дошкольники усваивают знания прочно и надолго, когда они сами могут услышать, увидеть, потрогать и сделать.
По своей природе дети младшего дошкольного возраста – это исследователи окружающего мира. Среди большого количества средств развития исследовательской активности младших дошкольников внимание заслуживает детское экспериментирование.
Экспериментирование – это деятельность, позволяющая ребенку моделировать в сознании картину мира, которая основана на собственных ответах, наблюдениях, закономерностях.
Дети всех возрастов очень любят экспериментировать. Это можно объяснить тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. И поэтому экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Этот метод является ведущим в младшем дошкольном возрасте. Своими корнями метод экспериментирования уходит в манипулирование вещами и предметами.
Метод экспериментирования дает младшим дошкольникам жизненные представления обо всех сторонах объекта, например о среде обитания, и о взаимоотношениях с различными предметами. На протяжении эксперимента идет процесс обогащения памяти ребенка, развиваются мыслительные процессы, из-за того, что появляется необходимость классификации и сравнения, анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции. Стимулируется развитие речи необходимостью рассказать об увиденном.
Необходимо выделить хорошее влияние эксперимента на творческие способности, на эмоциональное развитие младшего дошкольника, на развитие навыков и повышение двигательной активности.
Благодаря экспериментам, которые проводят дети, можно объединить такие виды деятельности детей, как исследования, игры, общение и различные аспекты образования. Стремление к позитивным эмоциям, при организации и проведении экспериментальных мероприятий разделяют воспитатели и младшие дошкольники, но необходимо проводить эксперименты с соблюдением правил безопасности для окружающих.
В процессе использования метода эксперимента у младших дошкольников формируется набор навыков, необходимых для выполнения познавательной деятельности. Младшие дошкольники видят проблему и отличают ее от других, выделяют цели и ищут решение, разбирают проблему, анализируют предметы или явления, выявляют признаки, сравнивают атрибуты, пытаются делать предположения, делают выводы.
С целью привлечения внимания детей к экспериментальной деятельности и ознакомления их с некоторыми свойствами воды, воздуха и природных материалов, во второй младшей группе «Затейники» была организована «Волшебная лаборатория», для проведения простых экспериментов с использованием доступных материалов и предметов.
Юные ученые проведи опыты «Окрашивание воды», «Плывет или тонет», «Волшебные магниты», «Буря в стакане». В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить свою любознательность и убедились в том, сколько всего необычного есть в мире. Ребята получили много положительных эмоций.